Украинцы [1] |
Русские [7] |
Белоруссы [1] |
Русины
[0]
Русины - группа восточнославянского населения, проживающая в Закарпатье, Восточной Словакии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.
|
Россия
[0]
Общая информация про Россию!
|
Томская область
[3]
Сибирский Федеральный Округ(СФО)
|
Русские пословицы [1] |
Российские войны в истории [4] |
СПОРТ [1] |
Федеральные Округа [1] |
Республика Дагестан [11] |
Главная » Статьи » Русские |
Этническая историяЭтногенез русского народаНесмотря на возможное скандинавское происхождение первых исторически зафиксированных русских князей (Рюриковичи), в целом по лингвистическим (славянские языки), генетическим (Гаплогруппа R1a) и культурологическим (Масленица) данным русские являются славянами, что сохранилось в ряде архаических экзонимов: ср. латыш. Krievi — кривичи, эст. Venelased — венеды. Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Следует отметить, что не все учёные полностью согласны с предложенной схемой (В. В. Седов, Э. М. Загорульский, Б. Н. Флоря), а некоторые не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности. Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнославянских племён: кривичи, словене, вятичи, а также из значительного количества переселенцев из среднего Поднепровья XII—XIII веков. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась ассимиляция немноголюдных финно-угорских племён (меря, мещера, мурома, чудь заволоцкая) живших на колонизируемых славянами северо-восточных территориях и скандинавов Гардарики. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было предположительно ассимилировано балтоязычное племя голядь и финноугорское племя меря. Значительное влияние на культуру русского народа и его консолидацию оказало Крещение Руси, осуществленное князем Владимиром в 988 году. Образ этого князя закрепился в русских былинах, а его имя считается одним из популярных русских имен. Кроме того, благодаря принятию христианства в его православной версии, русский народ обрел календарь и зафиксировал народные праздники, привычные имена, оригинальную письменность (русский алфавит) и многие уникальные черты национальной культуры (иконопись, зодчество). Крещение по византийскому обряду определило на всю последующую историю особый культурный путь развития Руси, отличающийся от западноевропейского. Ранняя историяОколо XI века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность, единое самосознание которой выражается в Слове о полку Игореве. Однако процессы консолидации были прерваны монгольским нашествием и экспансией Великого княжества Литовского, из-за которой в Юго-Западной Руси начались отличные от Северо-Восточной Руси этнические процессы. В Волго-Окском междуречье начала формироваться великорусская народность. Русские в составе Великого княжества Литовского начали обосабливаться в белорусов и украинцев (оба народа в те временами назывались русинами). Из степных русских, впитавших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, сформировался субэтнос казаков. Донская ветвь казаков сохранилась в качестве составной части русского народа и приняла активное участие в экспансии русского населения на восток, которое стало возможно после формирования в конце XV века единого Русского государства, освобождения от татарского ига и падения в XVI веке двух волжско-татарских ханств Казанского и Астраханского. Важной вехой в истории русского народа стало Смутное время — глубокий кризис, характеризованный распадом государственности, сопряжённым с большими бедствиями и попаданием (наподобие Западной Руси) под влияние польско-литовских захватчиков. В то же время, оно породило в глубине народных масс инициативу по защите своего образа жизни, изгнанию интервентов и восстановления Русской государственности. В середне XVII века, реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан истарообрядцев. Последние сформировали отдельные этнографические группы русского народа, распространившиеся за пределы России (липоване, некрасовцы) и выявившие специфический «культурный код» русского народа (русский язык, крещение детей, празднование Пасхи, иконопочитание, восьмиконечный крест). Присоединение Левобережной Украины к России дало импульс реформированию государственной идеологии. Выходцы из Южной Руси, такие как Иннокентий Гизель или Феофан Прокопович заложили фундамент обновлённого представления о русском народе как о триедином народе, ставшем официальной концепцией в Российской империи. Царь Пётр I предпринял ряд последующих реформ. Он подчинил Церковь государству и начал активно приглашать иностранцев в Россию, назначая их на важные посты в государстве. В результате, традиционная русская культура сохранилась лишь в низших сословиях, тогда как среди интеллигенции, чиновничества и военных начали доминировать европейские вкусы. В среде аристократии исчез национальный костюм, а воспитанием детей нередко занимались нанятые из Франции гувернеры. Нередко русские дворяне проникались западным мировоззрением: масонством, вольнодумством, материализмом. Единственным неизменным фактором этнического самоопределения стал русский язык, который получил свое развитие в русской литературе (Пушкин, Достоевский, Толстой и др.). Начиная с Отечественной войны 1812 года важное значение для русской этнической идентификации приобрела русская фамилия, из-за отсутствия которой со своего поста был смещен русский полководец Барклай-де-Толли. Вместе с тем в имперский период получают развитие русские народные промыслы Культурный раскол русского народа на вестернизированный «верх» и традиционный «низ» выразился в философском противостоянии западников и славянофилов. Отчасти этот раскол привел к масштабной Революции XX века, когда царь был свергнут, а на православную веру начались гонения. Существенно пострадало казачество (расказачивание) и крестьянство (раскулачивание). Многие представители русского народа (дворянство, интеллигенция, буржуазия) были вынуждены покинуть родину (белая эмиграция), многие погибли в ходе Гражданской войны. Советский периодБольшевики-троцкисты отрицали «старорежимную» концепцию триединого русского народа, которую они считали атрибутом царизма, а также консервативного Белого движения. В национальных республиках была введена политика коренизации, нацеленная на Украине (украинизация) и в Белоруссии (белорусизация) на ослабление общерусских настроений. После отхода от этой политики, были, напротив, предприняты попытки стереть национальные различия путём создания так называемого советского народа. Основным фактором этнического самоопределения русских советского периода стало русскоязычие. Постсоветский периодВ начале 1990-х годов началось сокращение численности русских: в России в связи с убылью населения, в бывших республиках СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию, а также в страны ЕС, США, Австралию и другие страны. В частности, за 1989—2002 годы численность русских в самой России сократилась с 120 до 116 миллионов человек, на Украине за 1989—2001 годы — с 11,4 до 8,3 млн, в Казахстане за 1989—1999 гг. — с 6,2 млн до 4,5 млн. Таким образом, с 1989 по 1999—2004 гг. общая численность русских в бывшем СССР сократилась с 145,2 млн. (50,5 % из 285,7 млн.чел., СССР) до 133,8 млн чел. (46,7 % из 286,3 млн чел.) или на 7,8 %, однако, учитывая некоторую тенденциозность данных переписей в некоторых бывших союзных республиках, численность русских в целом может достигать на территории бывшего Союза ССР более 137 млн чел. (или 47,9 %). В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР. Вместе с тем национальное возрождение осложняется рядом негативных факторов, среди которых отмечаемое «вымирание» и «разобщенность». Дискриминация русских в XX—XXI векахПрактически в каждой национальной республике существует группа интеллектуалов, которая преподносит весь русский народ «в черных красках». Например, Члены Татарского общественного центра (ТОЦ) воевали на стороне чеченских сепаратистов. Они же в 2003 году разрушили часовню в Набережных Челнах. Местные суды, как правило, оправдывают такие действия. В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен. В Башкортостане отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам. По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида. | |
Просмотров: 491 | |
Всего комментариев: 0 | |